QR — это двумерный штрихкод, который считывается устройствами обработки изображений.
В переводе с английского эта аббревиатура означает «быстрый отклик» (Quick Response). Главная особенность кода в том, что он предоставляет мгновенный доступ к большому объёму информации.
Один из создателей штрихкода Норман Вудланд вдохновился идеей азбуки Морзе: он просто расширил привычные точки и тире, в результате чего появились узкие и широкие штрихи. Эта технология была придумана ещё в 1949 году, но использовать её стали только в конце 60-х годов прошлого столетия. Примерно в это же время появился первый сканер, позволяющий считывать такие метки, и тогда же был продан первый товар со штрихкодом — жвачка Wrigley.
Но минусом этой технологии была невозможность зашифровать большое количество информации. Это стало причиной создания QR в знакомом нам виде.
В начале 90-х годов прошлого столетия японская компания Denso Wave, которая была дочерней структурой Toyota, решила создать новые коды, которые могли бы хранить больше данных. Это было сделано, чтобы отслеживать количество выпускаемых автомобилей, а также запчастей к ним.
В 1994 году был представлен первый QR-код, который мог кодировать до 7000 знаков. Изначально эти коды использовали только в автомобильной промышленности. С их помощью решались производственные и логистические задачи по выпуску транспортных средств и их доставке.
При создании этой технологии использовался принцип открытого исходного кода, поэтому введение QR-кодов началось повсеместно. В Японии они стали появляться на билбордах, а в 2002–2003 годах ряд производителей телефонов на Android разработали свои мобильные приложения, позволяющие распознавать QR-коды с помощью камеры.
Разработчики из Denso Wave не стали оформлять патент на своё детище. Это значит, что сегодня любой человек может сделать QR-код и использовать его для своих целей.
Он состоит из шести основных элементов: